Вниз

7 февраля 2011

Техника масляной живописи

Материалы и принадлежности

Я профессиональный художник. Но и у меня разбегаются глаза, когда я вижу на прилавках это огромное разнообразие кистей, красок, бумаги, холстов. Спокойно, возьмите себя в руки. Для начала вы вполне обойдетесь двумя-тремя кисточками и несколькими красками. По мере приобретения опыта вы начнете покупать материалы и принадлежности более осмысленно.

Краски

Масляные краски — это пигменты со связующим веществом (льняное, маковое или сафлоровое масло). Краски бывают разного качества. Самое высокое качество красок для профессионалов: они дорогие, но содержат высококачественные пигменты. Ученические краски тоже неплохие — пожалуй, с них вам и стоит начинать.

Не покупайте слишком много цветов — вы только запутаетесь. Начинайте с нескольких цветов, постепенно подкупая новые. Целая коробка красок? Что ж, покупайте, если можете позволить себе такую роскошь. За годы профессиональной деятельности какие только крас¬ки я не перепробовал. И свел свою палитру к 18 цветам — они указаны в рамке.

Белила

Существуют разные типы белой краски — у каждой свои особые свойства. Наиболее широко используются белила свинцовые, белила цинковые, белила титановые.

Белила свинцовые. Ими пользовались Старые Мастера. Белила свинцовые быстро сохнут — ими можно наносить прозрачные слои (лессировка). Эта краска более стойкая и более гибкой текстуры. Но следует соблюдать осторожность — она содержит отравляющие вещества.

Белила титановые. Неплохо заменяют белила свинцовые и пользуются большой популярностью у художников. Эта краска — самая белая по тону, но она непрозрачная и закрашивает другие тона. Белила цинковые Эта краска не столь густая, как белила титановые, поэтому ее применяют для лессировки и тонирования. Но она медленно сохнет.

Моя палитра

Лазурный синий, Кобальт синий, Французский ультрамарин, Фталовая голубая, Кобальт фиолетовый, Перманент лиловый, Кадмий красный, Ализарин алый, Хром желтого оттенка, Индейская желтая, Кадмий желтый, Охра желтая, Перманент светло-зеленый, Виридиан голубовато-зеленый, Сиена жженая, Вандейк коричневый, Слоновая кость (черная),  Белила титановые.

Палитры

Любая плоская поверхность может служить палитрой — кусок стекла, пластика, картон с пропиткой или даже полиэтиленовая пленка, натянутая на доску или картон. Во время работы вам часто придется держать палитру в руках — так что не переборщите с размерами и выбирайте палитру полегче. Я люблю, чтобы все мои краски находились у меня под рукой — и больше всего меня устраивает деревянная палитра. Я разложил на ней все свои цвета из коробки с красками (слева направо): кадмий желтый, ализарин алый, французский ультрамарин, фталовую голубую, перманент светло-зеленый, виридиан, охру желтую, сиену жженую, слоновую кость и белила титановые. За каждой краской закреплено свое постоянное место, причем я располагаю их по краю палитры. Остальное пространство я использую для смешивания. Я люблю свою палитру — это действующее лицо той картины, которую я пишу. Каждый раз палитра отражает настроение картины, так как содержит те краски, которыми создается.

Разбавители

Существует большое количество разбавителей и добавок: их практическую пользу мы начинаем понимать по мере работы. Очень важны такие разбавители, как масло из льняного семени и скипидар (либо уайт-спирит). Масло из льняного семени разжижает краски, делает их более текучими. Скипидар используется для замесов или для разбавления красок, а также для очистки палитры. Я использую для смешивания красок льняное масло: замесы на его основе не так быстро высыхают. Для разбавителей и добавок продаются специальные металлические сосудики, которые прикрепляются к палитре.

Кисти

Существуют кисти из натурального волоса или щетины, из синтетического или из смешанного волоса. Кисти из натурального волоса, как правило, применяются в акварельной живописи. Для масляных красок годятся кисти из натуральной щетины (кабаньей), а для акриловых красок — синтетические кисти. Для основной работы я пользуюсь плоскими кистями с короткой или средней щетиной. Маленькими круглыми кистями из соболиного волоса я прописываю детали. Но вы можете попробовать кисти других форм и выбрать те, которыми вам будет легче работать. Так что не спешите сразу накупать много кистей.

Совет: Когда я был студентом, я просто покрывал грунтовкой картон. Правда, картон все равно оставался картоном и мои кисти истирались с космической скоростью.

Основы

Лучше всего, конечно же, отгрунтованные холсты, уже натянутые на доску. Отгрунтованную бумагу вам нужно будет натягивать самим: она продается как отдельно, так и в виде альбомов. Лично я предпочитаю классический холст. У холста два преимущества: его можно натянуть и поставить даже на самый легкий мольберт. Также холст достаточно податлив под мазками. Я люблю льняные холсты с мелким плетением и неплохо отношусь к парусиновым холстам, но только высокого качества. Некоторые художники любят нетекстурированные холсты. Но их все равно нужно грунтовать, а затем зачищать, пока они не станут шелковистыми.

Мольберты

Трудно представить себе художника, рисующего с холстом на коленях. Без мольберта вам не обойтись. У мольбертов может быть множество «наворотов»: есть мольберты с ящичками для хранения красок и кистей: у некоторых мольбертов такие крышки, что в них, как в папки, можно складывать картины. Я — сторонник складных деревянных этюдных мольбертов: они довольно легкие, компактные и крепкие. Также есть настольные подставки и планшеты с откидными ножками.

Из книги: «Живопись маслом» Ноэль Грегори.
Перевод с английского С. Кармашевой;
Издательсй Дом «Кристина – новый век»;
«Москва» 2005г.

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии

Защита от спама: *

Comments links could be nofollow free.