Как копировать шедевры живописи
Введение
Прочитав эту книгу, вы научитесь делать копии картин известных художников. Но зачем и для чего? Почему, собственно, у нас может возникнуть желание пойти в художественную галерею или в музей и расположиться с мольбертом перед картиной Моне, Веласкеса или Рафаэля? Во всех музеях мира можно увидеть людей, зарабатывающих себе на жизнь, и неплохо, надо сказать, зарабатывающих, копированием произведений выдающихся мастеров живописи. В Мадриде мне случалось встречать профессиональных художников, чьи копии продавались по цене до тысячи долларов. Почти в любой галерее, в любом музее вы увидите художников — профессионалов или любителей, — занятых копированием шедевров с целью совершенствования своего мастерства. В этом нет ничего нового или неожиданного. Рафаэль учился, копируя произведения Леонардо да Винчи и Микеланджело; Рубенс, покоренный полной драматизма игрой светотени у Караваджо, написал копию с его «Погребения Христа». Завсегдатаем Лувра был Дега. Он копировал картины не только своего любимого Веласкеса, но и Рембрандта, Джотто, Тициана, Беллини, Пуссена. Мане был так наслышан о Веласкесс и Гойе, что отправился в Испанию, в мадридский музей! Прадо, с единственной целью — увидеть, как эти художники писали голову и фигуру. Копирование шедевров живописи действительно полезное занятие. Я утверждаю это на основании собственного опыта. Однажды, не так дав-но, я сам отправился в музей Прадо, чтобы написать фигуру св. Павла с картины Веласкеса «Св. Антоний у св. Павла в пустыне». Придя в дирекцию, я попросил дать мне соответствующее разрешение и заполнил бланк заявки. Сотрудники музея были так любезны, что даже предоставили мне мольберт для работы. Кто-то из них сказал, что хороший копиист прежде всего проводит детальное исследование творчества интересующего его художника, его эпохи и присущего ему стиля, самой выбранной для копирования картины, а также использованных при работе над ней материалов. Я провел в музее четыре незабываемых утра, работая в одном из залов, посвященных творчеству Веласкеса. Весь во власти вдохновения, я словно перенесся в прошлое. Казалось, будто сам Веласкес рядом со мной, одним из его учеников. Внимательно изучая его произведения, я, как мне кажется, узнал очень много полезного: и об использовании художником телесных тонов, его знаменитых кремовых, розовых и серых оттенках, и о ракурсном изменении пропорций, и о поразительном умении добиваться впечатления трехмерности с помощью одного лишь контура. Одним словом, я целиком погрузился в мир красок, контрастов, технических приемов, в саму атмосферу произведений этого выдающегося мастера испанской живописи.
Работа в музее
Может случиться так, что однажды вы действительно отправитесь в Лувр или парижский Музей Орсе, в музей Прадо в Мадриде или в любую другую картинную галерею в любой части света с намерением сделать копию той или иной картины. Поэтому мы приводим здесь основные положения, которые следует знать.
1. После того, как вы выберете картину и изучите биографию художника и особенности эпохи, в которую он жил (как мы сделали в данном случае), вы должны решить, какого размера будет ваша копия. Она может быть либо больше, либо меньше оригинала, но по размеру обязательно должна от него отличаться. В качестве упражнения вы можете написать копию какой-нибудь детали, обязательно соблюдая при этом пропорции оригинала.
2. Для копирования выбранной вами картины нужно иметь официальное разрешение администрации музея. Вы получите его при условии, что будете соблюдать все требования и правила, установленные в данном музее. В большинстве музеев и галерей мира вам для работы даже предоставят мольберт (по вашей просьбе).
3. В архиве галереи вы должны узнать точные размеры намеченной к копированию картины. Обратите при этом внимание на основу — холст, картон или дерево — и материалы, использованные автором при ее создании.
4. Одновременно с оформлением рабочего места в музее или художественной галерее вам следует позаботиться о приобретении фотокопии или печатной репродукции выбранной картины, для того чтобы дома вы могли наметить композицию и выполнить линейный рисунок. В музеях обычно есть фотоархивы, где можно получить нужную фотографию. Как правило, копиисты довольствуются обычным черно-белым снимком размером 18 ? 24 см. Вы можете делать копию и по цветной или черно-белой репродукции или даже по открытке — все это почти наверняка можно приобрести в магазине при музее или галерее. Следует, однако, подчеркнуть, что, если вы собираетесь писать копию очень большого размера, открытка вам не подойдет.
5. Дома нанесите на фотографию или репродукцию карандашную сетку; затем начертите такую же сетку, но большего размера, на выбранной вами для копии основе. Клетка за клеткой перенесите рисунок с репродукции на холст (этот способ подробно описан в нашей книге применительно к копированию картин «Въезд в деревню» Писсарро и «Голубая ваза» Сезанна). Проделав это, вы можете отправляться в галерею — композиция картины закреплена на холсте, и все готово к работе красками.
6. Как правило, музеи и галереи не разрешают писать копии, точно повторяющие размеры оригинала. В Музее Метрополитен в Нью-Йорке, например, различие между копией и оригиналом должно быть не менее 10%, а размер холста не должен превышать 30 дюймов (76,2 ? 76,2 см).
[Zakaz]
Основные правила копирования произведений в музеях.
При условии соблюдения установленных правил в большинстве крупных художественных музеев мира разрешается копировать произведения из музейных собраний. Правила копирования в музеях различны, и мы даем здесь лишь общие рекомендации.
1. После того как вы ознакомитесь со сводом тех правил и положений, которые вам необходимо выполнять, и выберете произведение для копирования, вам надлежит обратиться в музей за разрешением. В некоторых случаях такое разрешение выдается учебным отделом музея; в других вам, возможно, потребуется обратиться к хранителям конкретного отдела, к которому относится выбранная вами для копирования картина. Чтобы узнать, как и когда подавать заявку, позвоните в справочное бюро музея.
2. Разрешение на копирование действительно в течение определенного срока, но не более трех месяцев. В некоторых музеях требуют, чтобы во время работы вы всегда имели разрешение при себе и сдавали его каждый раз после окончания копирования перед выносом своей работы из музея. Копировать можно только то произведение, которое указано в разрешении. На другие произведения право копирования не распространяется.
3. Перед тем как отправиться в музей, обязательно позвоните туда и удостоверьтесь, что он в этот день работает и что нужный вам зал открыт для копирования. Время, в пределах которого копиистам разрешается работать, обычно ограничено.
4. Размеры копии должны обязательно отличаться от размеров оригинала. Некоторые музеи сами устанавливают максимально допустимые размеры. Обычно на холсте ставятся дата и печать как свидетельство того, что разрешение на копирование имеется. Прежде чем вам позволят вынести холст из здания музея, его пометят штампом или каким-либо другим способом как копию с данного оригинала.
5. Во многих музеях копирующим предоставляются напрокат мольберты, а также стеллажи для хранения незаконченных работ. О наличии тряпок, красок, палитры, кистей и других материалов и приспособлений должен позаботиться сам копирующий. Никогда не оставляйте свои холсты или какие-либо материалы в зале — музей не несет ответственности за их сохранность, и при этом вы рискуете в дальнейшем потерять право на копирование. Следите за тем, чтобы краска не попадала на музейное имущество. Участки, подлежащие переделке, очищайте от краски дома.
КОМПОЗИЦИЯ
Итак, мы собрались писать копию картины «Въезд в деревню». Теперь давайте представим себе, что, исполнив необходимые формальности, мы побывали в архиве Музея Орсе и попросили дать нам точные сведения о размерах картины, основе, на которой она написана, и о материалах, которыми пользовался Писсарро. Размеры оригинала — 46 ? 55 см. Так как повторять размеры картины запрещается, то ваш холст должен быть или больше по длине и ширине или чуть меньше. Относительно небольшие размеры картины характерны для импрессионистов: помимо обычной нехватки денег на покупку больших холстов они не имели возможности выставляться в парижском Салоне и были вынуждены довольствоваться показом своих работ в небольших частных галереях. Более того, импрессионизм, как передача сиюминутного впечатления от пейзажа, и не нуждался в больших холстах.
Камиль Писсарро написал эту картину маслом на толстом холсте с грубой фактурой в 1872 году, вскоре после возвращения из Англии. По¬скольку, покинув Лондон, художник вернулся в свою мастерскую в Лу-весьенне, ранее предполагалось, что на холсте изображено именно это место. Позже, однако, было доказано, что этот «въезд», или дорога, находится у деревни Вуазен, расположенной в нескольких километрах от Лувесьенна.
Композиция картины «Въезд в деревню» соответствует формуле, к которой Писсарро неоднократно прибегал, возможно, вспоминая некоторые пейзажи Коро. Это классическая формула, по которой, благодаря соотношению размеров, пропорций и взаимному расположению предметов в пространстве, создается впечатление глубины. Сислей и Сезанн также прибегали к подобному методу построения композиции. Моне, наоборот, предпочитал добиваться ощущения глубины посредством изображения последовательно удаляющихся планов. В разговоре с Моне на эту тему Писсарро заявил однажды: «Мне никуда не деться от изображения тропинок и дорог — мой дом в Лувесьенне стоит прямо на дороге, ведущей в город». В дополнение к сказанному выше (а это может быть отнесено к пейзажу вообще) рассмотрите репродукции трех пейзажей Писсарро , воспроизведенные на следующей странице. Вы видите три типа композиции, которые позволяли Писсарро добиваться ощущения глубины пространства.
Источник:
«Как копировать шедевры живописи». Хосе М. Паррамон. Изд-во «Аврора» — С. -Петербург. 1997г.
[Zakaz]
Очень понравился ваш сайт. Буду почаще заходить.