Значение набросков и зарисовок художника
Обращаясь к изучению наследия того или иного выдающегося художника, мы помимо законченных произведений и этюдов, встречаем у каждого из них большое количество альбомов, заполненных различными зарисовками и набросками.
И когда мы более подробно знакомимся с их характером и содержанием нам станет ясно: все они, в сущности, отражают то что остановило внимание художника в окружающей его жизни с чем встретился он вне стен своей мастерской. Тут портретные зарисовки современников, группы людей, уличные сцены, наброски животных, зарисовки пейзажного характера, фрагменты архитектуры и многое другое.
Иногда это более или менее проработанные зарисовки, иногда только штрихи, понятные лишь самому художнику, но, очевидно для него важные и необходимые. Подобно тому, как настоящий писатель редко расстаётся с блокнотом куда записывает и разговорную речь и отдельные слова, наблюдения типов, так и подлинный художник, стремясь изучить жизнь, постоянно использует альбом, куда заносит всё, что привлекает его в явлениях быстротекущей жизни.
Сколько таких альбомов оставили на А. А. Иванов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков. Большой интерес представляют дорожные альбомы пейзажиста Ф. А. Васильева, успевшего за свою короткую жизнь сделать множество превосходных зарисовок и набросков. Мы знаем альбомы и многих других художников.
Трудно переоценить всё значение зарисовок, набросков и рисунков с натуры в работе, как начинающего художника, так и зрелого мастера.
Некоторые люди обладают прекрасной зрительной память; но даже хорошо запомнив увиденное, держа его в голове, нелегко, а подчас и невозможно воспроизвести на бумаге всё разнообразие натуры.
Что же делать художнику, если его взволновало и захватило развёртывающееся перед ним событие во всём богатстве зрительных впечатлений? Очевидно, необходимо сделать заметки, зарисовки, наброски как с натуры, так и по памяти и воображению.Это будут портретные зарисовки, наброски животных, предметов обихода, да всего и не перечислишь. Набросок даёт возможность выразить первое впечатление от натуры во всей её неповторимости; задачей рисунка будет закрепить, уточнить, проработать форму, сохраняя свежесть первоначального впечатления. В жизни часто приходиться наблюдать человека в движении, но животных просто невозможно поставить в нужную вам позу. В таких случаях незаменим быстрый набросок или даже серия набросков. Лишь поняв и выразив свои наблюдения в зарисовках, можно будет закрепить это в законченном художественном произведении.