ЭФФЕКТЫ МАСКИРОВАНИЯ В АКВАРЕЛИ | Блог художника
Вниз

24 января 2012

ЭФФЕКТЫ МАСКИРОВАНИЯ В АКВАРЕЛИ


Великолепная подготовка под акварельную живопись получается с помощью масок, заливок цвета, лессировок и техники «Spattering» набрызга.

Только постоянно экспериментируя, на мой взгляд, в живописи можно добиться эффекта спонтанности и естественности. Для этого я разработал простой трех-этапный метод. Начиная новую вещь, никогда не знаю заранее, к чему приведут мои затеи с предварительным маскированием, заливками и набрызгом краски, но в том, что непредсказуемая природа каждого этапа создает полную жизни основу будущего произведения, я не сомневаюсь. Вначале делаю своеобразный акварельный подмалевок, «выливаю» на акварельную бумагу краски холодноватых оттенков, чем создаю необходимую колористическую среду, дымку, туман или гонимый ветром снег. Затем разбрызгиваю капельки краски, предваряя фактуры листвы, песка, полевых цветов и прочей растительности. Не забывая о звонкости цвета, применяю резерв, чтобы сохранить вспышки цвета на этюде, которые впоследствии могут быть утеряны. Трех этапный подход дает возможность сделать почти половину работы, не касаясь бумаги кистью.

Резервирование освещенных частей

Вначале, исследуя натуру, нахожу систему валеров, характерных избранному мотиву. Делаю набросок (приблизительно 10×15) основных композиционных масс, корректирую их расположение, добиваясь равновесия. Затем уплотняю некоторые места до тех пор, пока не получу желаемого тональнного диапазона. Делаю варианты решений, чтобы «разбить» пространство на куски с преобладанием светлого, либо темного. Следующий шаг — рисунок основных контурных линий композиции на хорошо натянутом листе прочной акварельной бумаги, например, бумаге холодной прессовки марки Arches. Рекомендую прочно прикрепить ее края к доске клейкой лентой шириной 2,5 см; в противном случае, жидкая краска будет стекать с листа. Исходя из предварительно найденной системы валеров, маскирую крупные светлые части этюда и мелкие детали (это могут быть сугробы ослепительного снега, блики, силуэты отражений...). В работе «Осенняя береза» я зарезервировал освещенные части ствола и ветвей дерева, отдельных листьев и массы кроны в целом. Хорошим подспорьем является определение валеров за каждым из маскируемых объектов. Если на переднем плане светлый объект, маскирую его и наношу за ним краски светлых и темных тонов. Наоборот, если объект — темный, маскирую фон и заливаю, забрызгиваю краской или просто пишу его кистью.
Чтобы предохранить кисти от вредного воздействия резерва, пользуюсь заточенной веточкой или палочкой, которыми маскирую мелкие детали; а крупные участки — куском пеньки, причем, я не просто касаюсь поверхности, оставляя пятнышки резерва, а придаю маске форму и фактуру натуры. Например, рисунок листьев образуется плоскими пятнами с хорошо очерченными краями. Кроме того, уделяю пристальное внимание отражению в воде. Отражение облаков на поверхности озера или реки создается маской с зазубренными и волнистыми краями.

Заливка красками

После полного высыхания резерва, готовлю краску трех основных цветов ( холодных оттенков). Тщательно развожу в плоских кюветах: желтую ФЦ (которую называю «жидким солнечным светом»), ярко красную ФЦ и холодно-синюю (чистый кобальт или замес кобальта с другими синими).

предварительное фото

Шаг 1: Нанесение маски на освещенные части
Сперва перенес на акварельную бумагу контурный рисунок. Затем, пользуясь фотографией (иллюстрация слева), я закрыл маской все ярко освещенные солнцем места, чтобы в дальнейшем сохранить их качества.

Шаг 2: Заливка заднего плана
Начал с верхнего правого угла, с помощью аэрозоли пропитал водой те участки композиции, которым требовался более светлый фон. Когда бумага намокла, залил поверхность желтой краской фирмы Winsor, наклонив доску и добавляя воды для улучшения разносимости. Затем повторил процесс со слоями красной и кобальтовой синей компании Winsor, давая возможность слою полностью высохнуть перед нанесением следующего.

Шаг 3: Создание формы техникой «спэттеринг — набрызг»
Следующий шаг — построение тональной и цветовой структур деревьев при помощи набрызга. В левой части тем-но-зеленые краски нанесены брызгами по практически сухой поверхности — контуры получились более резкими. Справа брызги желто-зеленой нанесены непосредственно на капли воды. Получился мягкий пестрый рисунок. После высыхания удалил небольшие куски маски составом резины (каучука) и цемента.


Шаг 4: Заключительные детали: работа кистью
после открытия замаскированных участков, тонкой кистью прорисовал детали стволов деревьев, нюансы светотени. Кроме того, на верхушки деревьев нанес элементы негативного изображения. Работа ожила, появилась «искорка». Наконец, оценив общее решение картины «Зимняя фантазия» (акварель, 36 х 53), для создания равновесия решил слегка затемнить верхний правый угол.

Хорошая разносимость краски на задних планах, предназначенных мной под светлый и среднесветлый тона, обеспечивается предварительным увлажнением бумаги. Затем заливаю бумагу холодной желтой, слегка наклоняю доску, так краска легче стекает и, пользуясь аэрозолью (массу жидкой краски перемещаю потоком воздуха), чтобы не повредить маски, заливаю колером нужные фрагменты этюда. Феном полностью высушиваю слой желтой и прохожу красной. Для этого слоя увлажняю часть фона, где будут валеры средних светлых и средних тонов. Красной даю возможность в некоторых местах смешаться с желтой, получая оптический эффект оранжевой. После высыхания красной, заливаю синей места глубоких теней и снова даю возможность синей кое-где перекрыть красный и желтый слои.

Брызги, рождающие фактуру

Теперь я готов приступить к «строительству» фактуры методом «спэттеринг» — разбрызгивания краски. Применяю, главным образом, основные цвета теплых оттенков и совсем немного прохладных; смешивая чистые пигменты или их комбинации с достаточным объемом воды. Применяя «спэттеринг», вначале сбрызгиваю рабочий лист водой. Затем обильно наполняю большую круглую щетинную кисть краской. Держа ее под прямым углом к деревянной палочке или ручке другой кисти, постукиваю о палочку, в результате брызги краски падают на усеянный каплями чистой воды этюд. Там, где краска попадает на сухую бумагу, образуются резкие контуры; в капельках воды, контур будет плавным. Эта техника дает удивительную фактуру, которую можно усилить дополнительным впрыскиванием воды поверх разбрызганной краски. Иногда высыпаю немного соли — эффект становится еще более разнообразным. Если краска где-то темнее нужной, куском натуральной губки или салфеткой я удаляю излишки. Техникой «спэттеринг» прорабатываю большую часть композиции, затем некоторые части прописываю «по- сырому», что особенно хорошо для передачи, например, невозмутимой глади реки, полной отражениями, как на переднем плане картины «Последние отблески сумерек».
В процессе развития этюда меняю оттенки колеров в соответствии со схемой валеров и полученными результатами. Например, могу начать с желто-зеленой на светлом, затем усилить зеленый и добавить синие в тенях. В картине «Хрустальные отражения» тон на заднем плане в верхнем левом углу переходит от серо-синего к сине-зеленому, далее — к зеленому и желто-зеленому. Ключевой момент создания живого энергичного цвета — это вибрация теплых и холодных тонов так же, как многообразие светлых, средних и темных.

Великолепие осени

Пейзажи с множеством красных, оранжевых и золотых тонов, как, например, в картине «Осенняя береза» (акварель, 36 х 53) требуют особого внимания. Я использую пигменты ФЦ — такие, как красная и желтая компании Winsor. Это яркие, хорошо растворимые красители: — после высыхания их трудно удалить. Приходится осторожно «выстраивать» цвета с помощью заливки и набрызга, чтобы избежать грубых открытых цветов.

Заключительная работа кистью

Почти не работая до этого кистью, я уже дал главные массы и достиг неких неожиданных результатов. Но собрать элементы в целое мне помогут несколько недостающих деталей. Это последняя стадия работы.
После удаления сухой маски с помощью ластика, я прохожу по «пылающим» белизной пятнам тонкой кистью, слегка задевая уже окрашенные участки, чтобы получить плавный переход и вписать яркие выделенные куски в общую композицию. По завершении последней стадии проверяю тональную целостность структуры этюда. Иногда необходимо снова пройтись краской, использовать «спэттеринг», чтобы «потушить» один-два тона и обратить внимание зрителя к главному.
Итак, можно сделать вывод, что завершенная вещь создана с использованием нескольких методов: это резервирование и «проливание» краски между маскированными местами, применение «спэттеринга» — набрызга краски и соли, и наконец, традиционного — живописи кистью. Благодаря трем простым приемам, законченная работа представляет собой спонтанную живопись, наполненную фактурой, тональным и колористическим многообразием.

Необходимо терпение

Важнейшая стадия метода — нанесение маски, на нее может уйти целая неделя. Работая над картиной «Последние отблески сумерек» (акварель, 53 х 74), я маскировал ярко освещенные части снега (сохраняя белый цвет), стволы деревьев, ветви и кусочек неба, чтобы передать свет раннего утра.

Резкий и мягкий контуры

Мне нравится, когда цвета и формы сочетаются мягко и плавно, но иногда необходим и резко очерченный контур. Для этого на глади озера в картине «Хрустальные отражения» (акварель, 36 х 53), я закрыл маской светлый участок посередине нижней части (на пе¬реднем плане). Затем, в процессе «спэттеринга» заливками по- сырому показал темную массу отраженных в воде деревьев. Наконец, удалил маску и залил голубым все пространство озера.

О художнике

Долгие годы работы в проектировании, дизайне и коммерческой иллюстрации создали предпосылки для появления самобытных интерпретаций природных мотивов художника из штата Мичиган Роланда Рой-крафта. Художник прошел обучение в Школе Искусств N.A. Long School of Art в Далуте и Американской Академии Искусств в Чикаго. Ройкрафт ныне преподает акварельную живопись студентам из многих стран мира в мастерских по всей территории США. Является автором книги «Наполни акварель светом и колоритом» (издательство North Light Books), членом Американского Акварельного Общества и Общества Акварели Мидуэста.

 

Источник: Журнал «Художественный Совет» №1 (9); Москва; 1999г.

Админ


Поделиться с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Сто закладок
  • Technorati
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Blogger
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Блог Li.ру

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии

Login