Вниз

23 ноября 2011

Стили в искусстве


Что такое стиль в искусстве

Cтиль (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) — единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д.
Наиболее наглядно особенности того или иного стиля проявляются в архитектуре и уже оттуда проникают в живопись, скульптуру, литературу, музыку.
Иногда понятие стиля употребляют и для обозначения особенностей искусства той или иной страны или великого художника, композитора. Например, можно говорить об устойчивых признаках китайского стиля или греческого, а также стиля Рембрандта или Скрябина.
Стиль крупного художника обычно рождает направление в искусстве, которое принято называть школой. Известны школы Рафаэля, Кандинского.
Отметим также, что отдельные стили могут развиваться одновременно или даже проникать друг в друга. Так, в живописи второй половины XIX — начала XX века очень заметно смешение приемов различных стилей, чаще всего реалистического и стиля модерн (творчество Л.Андреева, Б.Зайцева, В.Поленова, И.Репина).
Для некоторых стилей, например модернизма, характерна достаточно быстрая смена направлений развития, причиной которой является интенсивный творческий поиск художника.

НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (АБСТРАКЦИОНИЗМ) — беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, направление художественного творчества, не использующее изображение окружающего мира в привычных формах. Предметы и свои эмоции абстракционисты передают с помощью определенных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем). Не изобразительные картины сложно организованы по ритмике и цвету. Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. В России абстрактное искусство после Октябрьской революции развивалось как андерграунд. С 1990 г. оно выступает на одном уровне с другими формами художественного творчества.

АВАНГАРДИЗМ — условное наименование различных художественных направлений в искусстве XX века для которых характерно стремление к коренному изменению принципов и традиций художественной практики — кубизм, ФУТУРИЗМ, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное ИСКУССТВО, аналитическое ИСКУССТВО, ЛУЧИЗМ, КОНСТРУКТИВИЗМ, кубофутуризм, супрематизм, концептуализм, минимализм, постмодернизм, поп-арт и др. Авангардисты стремятся к новым средствам выражения и формам произведений. Некоторый спад авангардизма произошел перед второй мировой войной. После ее окончания происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм.

АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО — одна из форм идейно-политического и эстетического воздействия на массы. Наибольшее распространение получило в XX в. в России после Февральской революции и Октябрьского переворота 1917 г. Бурное развитие получила графика, прежде — плакат. Красочно оформлялись революционные празднества, демонстрации и парады, рабочие клубы. Многие ведущие художники (Герасимов, Кустодиев, Петров-Водкин, Татлин и др.) участвовали в подобных работах, создавали к различным датам красочные панно, объемные конструкции. После Второй мировой войны агитационное искусство, ограничившись политической пропагандой, приобрело характер формального и безадресного назидания.

АКАДЕМИЗМ — направление, сложившееся в художественных академиях XVI-ХIХ вв. Было основано на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Считая современную действительность низкой и недостойной «высокого искусства», академизм противопоставлял ей вневременные формы красоты, мифологические, исторические или библейские сюжеты. Со временем академическая система стала консервативной, насаждала казенное, отвлеченное от жизни искусство. В середине XIX в. в России деятельность Академии художеств пришла в противоречие с развитием живописного процесса. В 1863 г. произошел публичный разрыв с Академией группы ее выпускников (во главе с И.Н. Крамским), объединившиеся в Артель ХУДОЖНИКОВ. Именно с этого времени понятие «академизм» приобрело отрицательный смысл, характеризуя это направление как догматическое.

АКЦИОНИЗМ (англ, action art — искусство действия) — обобщающее название для ряда форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х гг. (хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации). Представители акционизма считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов. Истоки акционизма следует искать в деятельности футуристов, дадаистов, сюрреалистов. Движение стремится стереть грань между искусством и действительностью.

АМПИР — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в. в странах Европы. Ампир черпал в искусстве Древней Греции, императорского Рима и Древнего Египта, с одной стороны, монументализм, лаконизм, а с другой — идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. В России ампир (высокий классицизм) получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга и Москвы.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — метод, разработанный и обоснованный Филоновым в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х гг. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин. В своем искусстве Филонов шел от частного к обшему от «элементарных частиц» природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины мира. В 1925 г. Филонов возглавил коллектив «Мастера аналитического искусства»

АНДЕРГРАУНД (англ, underground — подполье) — понятие, возникшее в США и означающее «подпольную» культуру противопоставляющую себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в обществе. В России в советский период понятие андерграунда стало ооозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.п. В русле андерграунда развивались течения явангардизма, соц-арта и других оппозиционных направлений. После снятия ограничений на свободу художественного творчества в начале 1990-х годов андерграунд сошел на нет.

АССАМБЛАЖ — собирательное понятие, охватывающее различные типы материальных комбинаций, создававшихся художниками-нонконформистами 1960-х — 1970-х гг.

БАРОККО (итал. barocco — причудливый, странный) — один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI — середины XVIII вв. Искусство барокко характеризует грандиозность, пышность, интенсивность чувств, сильные контрасты: иллюзорного и реального, масштабов и ритма, света и тени, материалов и фактур. Эпоха барокко отмечена подъемом и синтезом архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства. В России этот подъем пришелся на первую половину XVIII в.: городские и усадебные ансамбли отличаются торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ — одна из величайших культурно-исторических эпох, переломный для истории Европы этап между Средними веками и Новым временем. Термин «Возрождение» является калькой французского термина «Ренессанс». Эпоха Возрождения характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержательном пафосе культуры и искусства, провозглашением реального мира и человека как высшей ценности, обращением к античной культуре как к высшему духовному авторитету, источнику знаний, этических и эстетических ценностей.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (англ, hyperrealism) — фотореализм, направление в американском и западном искусстве, сложившееся к концу 1960-х гг. и стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка. Это течение пыталось дать максимально ооъективную картину действительности за счет имитации образов фотографии. Представители гиперреализма применяют в основном приемы, сводяшие до минимума следы личного почерка художника. При этом индивидуальность техники совершенно пропадает.

ГРАФФИТИ — в первоначальном значении надписи или рисунки, обнаруженные на стенах античных сооружений и сосудов. Так называют также и современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, оградах, в метро детьми или взрослыми. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются любым оказавшимся под рукой материалом. Как проявление «низового», наивного творчества граффити привлекали внимание многих современных художников, ценивших в них предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения.

ГРОТЕСК — тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

ДАДАИЗМ (франц. dadaisme, от dado — деревянная лошадка, в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское направление в западноевропейском искусстве. Зародился в Цюрихе в 1916г., характеризуется иррационализмом, демонстративной антиэстетикой, отрицанием каких-либо традиций. Дадаистские методы комбинации «готовых» предметов стали в середине XX века источником поп-арта.

ИМПРЕССИОНИЗМ — направление в искусстве XIX — начала XX вв. Появилось во Франции после выставки 1874 г., на которой была экспонирована картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце». В своих картинах импрессионисты стремятся запечатлеть как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохранить свежесть первого впечатления. Под влиянием французского импрессионизма сложилось творчество таких русских художников, как К. А Коровин, В.А. Серов, Н.Э. Грабарь и др.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов -бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации. Широко распространена в современном искусстве. Эстетическое содержание инсталляции — в смысловых трансформациях, игре значений, возникающих в результате преображения окружающей среды и смены контекстов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ — условное собирательное название стилизаторского использования элементов декора крупных стилевых систем прошлого.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и др. элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х гг., однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме, дадаизме. В Советском Союзе в 1960-х гг. действовала группа кинетистов «Движение».

КЛАССИЦИЗМ — художественный стиль в европейском искусстве XVII — начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. В искусстве классицизма главенствуют уравновешенность и симметрия, статика, четкие геометрические формы. В русском искусстве развитие классицизма приходится на последнюю треть XVIII — первую треть XIX в. Все лучшие архитектурные ансамбли различных городов появляются именно в этот период. В живописи наиболее ярко классицизм проявился в произведениях исторического и мифологического жанров.

[ad#v_tekst]

КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в советском искусстве начала XX в. Конструктивисты поставили себе задачу «конструирования» окружающей среды, стремились осмыслить возможности новой техники, исследовали эстетику таких материалов, как металл, стекло, дерево. В борьбе за практичность были разработаны проекты домов культуры, рабочих клубов, фабрик-кухонь, модели рабочей одежды. К конструктивистам принадлежали художники А. Родченко, В. Татлин, В. Степанова и др.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — одно из направлений в искусстве авангарда, зародившееся в 1960-е гг. Особенность этого стиля состоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, то есть в сведении искусства исключительно к феноменам сознания. Произведения концептуального искусства связаны с текстами, надписями, документами, то есть с областью языка. При этом материальные средства выполняют роль лишь возбудителя представлений; предметом созерцания является мысленная форма. В русском искусстве художниками-концептуалистами традиционно считаются такие авторы, как И. Кабаков, И. Чуйков, В. Пивоваров, Д.А. Пригов, группы «Коллективные действия», «Мухомор», «Гнездо», «Медицинская герменевтика» и др.

КУБИЗМ — модернистское течение, возникшее в первой четверти XX в. Отказавшись от традиционного реалистического искусства, представители направления обратились к первичным элементарным формам (куб, шар, цилиндр, конус), конструировали объемные формы на плоскости. Сильное влияние на развитие кубизма оказали Писассо, Брак, Грис. В России кубизмом увлекались Малевич, Татлин и др.

КУБОФУТУРИЗМ — течение в русском искусстве 1910-х гг., возникшее на стыке живописи и литературы. Поэты-футуристы активно сотрудничали с художниками-кубистами. В результате выпущен ряд поэтических сборников, оформленных художниками этого течения. Главные фигуры кубофутуризма в России — Д Бурлюк, Маяковский, Хлебников, Каменский и др.

ЛУЧИЗМ — один из ранних опытов авангардной живописи. Создатель течения — Ларионов — изложил его теорию в брошюре «Лучизм» (1913). По мнению Ларионова, художник должен выявить форму, которая получается от пересечения лучей, исходящих от различных предметов. Лучи, как правило, изображались цветными линиями. Течение предшествовало беспредметному искусству, конфигуративной живописи, вызывало природные ассоциации, но не более того — живописного направления из лучизма не получилось.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — господствующий в индустриальном обществе конца XIX-XX вв. тип культуры, руководимый идеологическими стереотипами и функционирующий как промышленно-коммерческое производство. Принадлежит к числу стандартизованных явлений духовной жизни общества, внедряемых в сознание людей средствами массовой коммуникации. Характеризуется насаждением конформизма в общественном сознания, примитивизацией изображения человеческих отношений, культом сильных личностей, успеха.

МАССОВОЕ ИСКУССТВО — понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя.

МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — искусство, появившееся в нашей стране в 1950-е гг. Художников этого направления прежде всего интересовали серьезные проблемы бытия, а также поиски, связанные с областью духовного. Свет и Тьма, Космос и Хаос, Любовь и Смерть — вот лишь некоторые темы, которые затрагивали художники метафизического направления. К ним можно отнести таких авторов как: Шварцман, Штейнберг, Краснопевцев и др.

МИНИМАЛИЗМ — направление авангардизма 1960-х — начала 1970-х гг. Произведения, созданные в этом стиле, отличает намеренная простота формы, которая зачастую сведена к элементарным геометрическим контурам, а также колористический лаконизм.

МОДЕРН (фр. moderne — новеиший, современный) — стиль в искусстве рубежа XIX-XX вв В идеале модерн должен был стать единым стилем жизни общества, создать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей костюма). Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент, часто растительный, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняющий себе композицию произведения. Большое развитие в модерне получила графика — книжное дело, плакаты. В России на примере Абрамцевского кружка можно увидеть программный универсализм художников, работавших в стиле модерн: они одновременно могли быть и декораторами, и графиками, и керамистами и живописцами и скульпторами.

МОДЕРНИЗМ — общее определение разноплановых явлений искусства XX в., которым свойственно отрицание старого, традиционного искусства. Сюда можно отнести и фовизм, и экспрессионизм, и футуризм, кубизм, сюрреализм и др. Модернизм провозглашает превосходство искусства над реальностью.

НАИВНОЕ ИСКУССТВО — одна из областей искусства примитива ХVIII-ХХ вв., включающая изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек.

НАТУРАЛИЗМ — направление в искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. Истоки натурализма следует искать в литературе (творчество Золя, братьев Гонкуров), но оно оказало влияние и на ряд художников — Мане, Дега и др. Термин натурализма был перенесен на другие явления искусства. Основной интерес течения сосредоточен на изображении человеческого характера, обусловленного его физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как бытовое и материальное окружение. Преувеличенная достоверность внешних деталей, без их критического анализа и осмысления, пристрастие к фактографическому, поверхностному изображению также часто определяют как натурализм.

НЕКРОРЕАЛИЗМ — направление в современном изобразительном искусстве и кинематографе Санкт-Петербурга, зародившееся в 1980-е гг. Для художников этого жанра является характерным обращение к теме смерти и тлена, а также искренний интерес к метаморфозам мертвого тела и сфере патологии. Отчасти некрореализм явился метафорическим осмыслением феномена существования искусства после смерти искусства. К художникам-некрореалистам относятся Юфит, Серп, Кустов и др.

НЕОАКАДЕМИЗМ — направление в отечественном искусстве, зародившееся во второй половине 1980-х гг. в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Художники этого круга были вдохновлены идеей создавать «красивое», эстетически полноценное подлинно классическое искусство в конце XX века. К художникам-неоакадемистам относятся Новиков, Гурьянов, Остров и др.

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г. Неоимпрессионизм придал методический, научно обоснованный характер разложению сложных тонов на чистые цвета и выработал прием письма раздельными мазками (см. Пуантилизм). Главные представители — Сера, Синьяк. Художники этого направления стремились преодолеть случайность, фрагментарность композиции импрессионизма, создавая обобщенную, плоскостно-декоративную живопись, напоминающую панно.

НЕОПРИМИТИВИЗМ — обозначение художественных приемов в искусстве рубежа XIX-XX вв. Для неопримитивизма характерно нарочитое упрощение художественных средств и форм ради наибольшей выразительности Для этого неопримитивизм использует опыт примитивного искусства — яркие краски, простоту композиции и рисунка. В России термин вошел в обращение после выхода в свет манифеста русских неопримитивистов (1913). Это течение подготовило почву для русского авангарда.

НЕОРЕАЛИЗМ — направление в итальянской живописи, возникшее после Второй мировой войны. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, театре, литературе. В неореализме были использованы художественные приемы ряда течений, в том числе романтизма и экспрессионизма. Представители этого течения стремились утвердить новые духовные ценности и новых героев (людей труда, простой народ), изобразить действительность во всей остроте ее противоречий.

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ — национально-романтическая ветвь русского модерна, получившая наиболее полное воплощение в архитектуре, декоративно-прикладной искусстве и книжной графике.

«НОВЫЕ ДИКИЕ» — направление в европейском и американском искусстве 1970—1980 гт опирающееся на традиции экспрессионизма и фовизма и доведшее до предела принцип спонтанности, свободы от любых правил и ограничений.

НОНКОНФОРМИЗМ — условное название художественных течений, не вписывавшихся в официальное советское искусство и существовавших в рамках андерграунда в 196Ох — 1980-х гг.

НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — то же, что абстракционизм.

ПЕРФОРМАНС — форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, возникшая в авангардистских движениях 1960-х гг. Короткое представление перед публикой художественной галереи или музея, исполненное одним или несколькими участниками; перформансы заранее планируются и протекают по некоторой программе, что отличает их от более спонтанного хэппенинга. Перформанс можно назвать театром визуальных искусств, поскольку в него включаются элементы пантомимы, танца, музыки, поэзии, видео, кино.

ПЛЕНЭР (фр. plein air — буквально открытый воздух) — термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Сложился этот вид живописи в результате работы художников на природе. Принципы пленэра воплотились в творчестве Моне, Писарро, Ренуара, в России — у Поленова, Левитана, Серова.

ПОП-APT — направление в авангардистском искусстве 1950—1960 гг., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Признаки массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному: например, иногда они вводятся в картину как прямая цитата, посредством коллажа или фотовоспроизведения; в других случаях имитируются композиционные приемы и живописная техника рекламных щитов. Художники поп-арта были в числе изобретателей таких форм, как хэппенинг, инсталляция, ассамблаж.

ПОСТАВАНГАРД — общее обозначение явлений художественной культуры 1970—1980-х гг. Поставангард отличается эклектизмом, включает в себя множество направлений, основанных на обращении к искусству прошлого — сюрреализм, новый конструктивизм и др.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — условное обозначение основных направлений французской живописи на рубеже XIX и XX в. Мастера постимпрессионизма искали новые и более выразительные для этой эпохи средства. Характерно активное взаимовлияние индивидуальных направлении и отдельных творческих систем, причем творчество ведущих мастеров (прежде всего Сезанна, Ван-Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека) дало толчок к развитию многих направлений и тенденций искусства XX в.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — название новейших течений современного искусства. Общими для этих течений являются слияние разных исторических традиций: множественная стилистика, цитатность, искусство как игра, в которой отсутствует организующая идея. Постмодернизм отвергает попытки дальнейшего обновления «арсенала» средств искусства и уравнивает всех их в значимости и актуальности, идя по пути заимствования из уже существующих художественных систем разных эпох и сохраняя ироничное отношение к любой художественной системе.

ПРИМИТИВ — памятник искусства, относящийся к раннему этапу его развития, не имеющий признаков профессионального совершенства. Интерес к примитиву сложился в ХVIII-ХIХ вв. в результате противопоставления «наивных», «младенческих» ступеней эволюции «зрелому» искусству. В XX в. эстетика примитива связывается в основном с искусством самоучек («наивное искусство») и любителей.

ПРИМИТИВИЗМ — сознательное, программное упрощение художественных средств и обращение к произведениям первобітного, народного искусства, детского творчества. Стремление обрести чистоту восприятия противостояло аналитическому реализму, натурализму и импрессионизму. У нас термин «примитивизм» часто применяется по отношению к наивному искусству — к творчеству художников, не получивших образования, однако ставших участниками общего художественного процесса (Руссо, Пиросманашвили, Приймаченко).

«ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО» — художественное движение в культуре советской России 1920-х гг., ставившее своей задачей соединение искусства с ремеслом, материальным производством на базе современной промышленной техники. В 1918—1921 гг. было непосредственно связано с «левыми» течениями изобразительного искусства. Основная группа "производственников порвала в 1921 г. с абстрактным формотворчеством, перейдя к практической работе для производства, внедряя художественные принципы конструктивизма. Среди участников движения — Татлин, Родченко, Клуцис и др.

ПУАНТИЛИЗМ — художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких квадратов), наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя.

РЕАЛИЗМ — течение в искусстве, стремящееся правдиво и объективно отображать действительность. Предполагает стилевое разнообразие и имеет свои конкретно-исторические формы.

РЕДИ-МЕЙД — один из распространенных приемов современного искусства, состоящий в экспонировании предметов промышленного изготовления. Смысл реди-мейда состоит в том, что за счет смены контекста (выставочный зал вместо привычного бытового окружения) изменяется восприятие предмета: зритель видит в нем не утилитарную вещь, а отвлеченную форму.

РЕНЕССАНС — то же, что Возрождение

РОКОКО — стиль, возникший во Франции, получивший распространение в европейском искусстве начала XVIII в. Характеризуется орнаментальной декоративной направленностью, ярко выраженной в архитектуре. В отделку помещений вводится дробленый орнамент, причудливые предметы обстановки. Для живописи эпохи рококо характеры галантные сцены, пасторальные, эротико-мифологические сюжеты. В России влияние рококо проявилось преимущественно в отделке дворцовых интерьеров, лепном декоре здании, в декоративном искусстве — резьбе по дереву, ювелирном деле.

РУССКИЙ СТИЛЬ, псевдорусский стиль — в русской архитектуре и декоративном искусстве ХVIII-ХХ вв. один из исторических стилей: направление, стремившееся освоить и приблизить к современности наследие средневекового русского искусства и зодчества XI-XVII вв.

СЕЗАННИЗМ (по имени Сезанна) — течение в живописи XX в., ориентирующееся на методы Сезанна, на построение контрастами цвета прочной, материальной, устойчивой объемной формы. Наследие Сезанна сказалось в раннем кубизме.

СЕЦЕССИОН — названия стиля модерн в Австрии и странах, входивших в Австро-Венгерскую империю.

СИМВОЛИЗМ — направление в европейской художественной культуре на рубеже XIX-XX вв. Реальности символизм противопоставлял мир видений и грез. Универсальным инструментом для познания считался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий сокровенный, мистический смысл явлений. Символизм обрел стилистическое обоснование в модерне, стал определяющим элементом его художественной программы. Наиболее яркими явлениями в символизме стали картины Врубеля, Борисова-Мусатова, раннего Петрова-Водкина.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ — абстракционизм, акционизм, кинетическое искусство, концептуализм, постмодернизм, соц-арт, некрореализм, поп-арт, минимализм, гиперреализм, метафизическое искусство, поставангард

СОЦ-АРТ — направление в отечественном неофициальном искусстве 1970-х — начала 90-х гг. Художники соц-арта использовали для своих работ стилистику, язык и завоевания соцреализма. Однако, как правило, в произведениях художников-соцартистов присутствуют юмор, ирония и саркастичное отношение к идеологическим пропагандистским клише, в изобилии растворенным в массовом сознании советских людей. Соединяя в своих работах псевдосерьезность и стилистику, взятые от соцреализма, с юмористическим или абсурдным сюжетом, соц-артисты добивались не только зрительской улыбки, но и разрушения социалистической мифологии. К художникам этого жанра традиционно относятся: Комар, Меламид, Косолапов, Брускин.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — основное художественное направление в СССР с 1930 г. по 1980 г. Концепцией этого направления было провозглашено правдивое отображение действительности в ее революционном развитии. Это означало, что в задачу художника входило прославление советского образа жизни, трудового энтузиазма, революционной борьбы народа и вождей за «светлое будущее». Метод соцреализма был строго предписан художникам во всех сферах искусства, что создало жесткие рамки, вызвало опалу многих художников. Однако некоторым представителям этого метода удалось все же создать яркие и своеобразные произведения общечеловеческого значения.

СУПРЕМАТИЗМ — условное наименование направления в авангардизме, созданного в середине 1910-х гг. в России Малевичем. Основная задача течения — выражение высшей, абсолютной реальности в простых формах. Картину Малевича «Черный квадрат» считают изобразительным манифестом супрематизма. Как разновидность абстрактного искусства супрематизм воплощался в сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур, образующих пронизанные внутренним движением и гармонически уравновешенные композиции.

«СУРОВЫЙ СТИЛЬ» — существовал в 1950-60-е гг. в рамках социалистического реализма. В основе оставалась сюжетно-тематическая картина. Художников, работавших в этом стиле, интересовали энергия, воля, драматизм судьбы их современников. Стиль характеризуется монументализированной композицией, обобщенной лаконичной формой, крупными цветовыми пятнами.

СЮРРЕАЛИЗМ — одно из ведущих авангардистских направлений в художественной культуре XX в. В 1924 г. вышел «Манифест сюрреализма» Бретона. Опираясь на интуитивизм Бергсона и на теорию психоанализа Фрейда, сюрреализм ратовал за раскрепощение подсознательных процессов человеческой психики, высвобождение подавленных болезненных состояний, комплексов. В изобразительном искусстве основные методы — вычленение конкретных объектов из их среды, парадоксальное соединение их с другими объектами. Мастера этого направления Эрнст, Дали.

ПЕРЕДВИЖНИКИ — ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ) — российское демократическое художественное объединение. Идейным вождем течения в 1870 г. стал Крамской. Передвижники отказались от канона и идеалистической эстетики академизма. Развернув просветительскую деятельность, они организовали жизнь ТПХВ на кооперативных началах. С 1871 г. было устроено 48 передвижных выставок в Москве, Петербурге, Киеве и других городах. Избрав основой творческий метод критического реализма, художники стремились к правдивому изображению жизни и истории родной страны, ее природы. В состав объединения вразное время входили Крамской, Репин, Суриков, Куинджи, Левитан и многие другие. ТПХВ распалось в 1923 г.

ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — понятие авангардистской эстетики 1960-х гг., обозначающее стремление к «всеохватывающему» искусству, к уничтожению границ не только между отдельными видами художественного творчества, но и между искусством и действительностью. Это стремление особенно ярко проявилось в таких формах, как хэппенинг, перформанс и пр.

ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — произведения живописи, скульптуры и графики, в которых в отличие от отвлеченной орнаментики и абстрактного искусства присутствует изобразительное начало.

ФОВИЗМ (от фр. fauve — дикий) — «дикие», направление во французском искусстве начала XX в. (Матисс, Брак, Марке и др.) Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905—1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись. Название направления отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.

ФОРМАЛИЗМ — общее название для ряда разнообразных художественных течений XX в. (кубизм, экспрессионизм, авангардизм и т.п.), особенное распространение термин получил в России. Всем направлениям формализма свойственна сосредоточенность на проблемах художественной формы. Советская критика вела борьбу против формализма, считая его отрывом формы от содержания и видя в нем антипод соцреализма. В 1940-х — начале 1960-х гг. слово «формализм» утратило научный смысл и стало употребляться для дискредитации художников и направлений, почему-либо не отвечавших официальной доктрине.

ФУТУРИЗМ — одно из авангардистских течений начала XX в. Особенно ярко проявилось в поэзии и живописи Италии и России. Основная идея футуризма — отрицание художественного наследия прошлого, традиционной культуры во всех ее проявлениях и провозглашение необходимости создания «искусства будущего» — наступающей эпохи индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Стилистика складывалась под влиянием французского кубизма. Футуристы прибегали к эксцентричным манифестациям и провоцирующим жестам; в их шумных выступлениях зарождался акционизм как форма авангардистского искусства. В России футуризм проявился главным образом в поэзии, в живописи существовало направление кубофутуризма (Д. Бурлюк, Розанова).

ХЭППЕНИНГ — разновидность акционизма, наиболее распространенная в авангардистском искусстве 1960—1970-х гг. Развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, его инициаторами. Действие чаще всего разыгрывается непосредственно в городской среде или на природе, в него вовлекается и публика. Художники рассматривали эту форму как род движущегося произведения.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — одно из главенствующих направлений в европейском искусстве середины 1900 -1920-х гг. Девиз экспрессионистов — «от изооражения к выражению», основные методы — гротеск, гипербола, предельно концентрированные контрасты света и тени, резкое пространственное смещение формы, яркие цвета.


Один комментарий Прокомментировать
  1. Tonkacheva
    30 Мар 2012

    информативненько, но не гламурненько. Спасибо, что так все и выложили — попало ко мне в закладки :)

    Ответить

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии

Защита от спама: *

Comments links could be nofollow free.