Вниз

12 декабря 2010

Как копировать шедевры живописи

Введение

Прочитав эту книгу, вы научитесь делать копии картин известных художников. Но зачем и для чего? Почему, собственно, у нас может возникнуть желание пойти в художественную галерею или в музей и расположиться с мольбертом перед картиной Моне, Веласкеса или Рафаэля? Во всех музеях мира можно увидеть людей, зарабатывающих себе на жизнь, и неплохо, надо сказать, зарабатывающих, копированием произведений выдающихся мастеров живописи. В Мадриде мне случалось встречать профессиональных художников, чьи копии продавались по цене до тысячи долларов. Почти в любой галерее, в любом музее вы увидите художников — профессионалов или любителей, — занятых копированием шедевров с целью совершенствования своего мастерства. В этом нет ничего нового или неожиданного. Рафаэль учился, копируя произведения Леонардо да Винчи и Микеланджело; Рубенс, покоренный полной драматизма игрой светотени у Караваджо, написал копию с его «Погребения Христа». Завсегдатаем Лувра был Дега. Он копировал картины не только своего любимого Веласкеса, но и Рембрандта, Джотто, Тициана, Беллини, Пуссена. Мане был так наслышан о Веласкесс и Гойе, что отправился в Испанию, в мадридский музей! Прадо, с единственной целью — увидеть, как эти художники писали голову и фигуру. Копирование шедевров живописи действительно полезное занятие. Я утверждаю это на основании собственного опыта. Однажды, не так дав-но, я сам отправился в музей Прадо, чтобы написать фигуру св. Павла с картины Веласкеса «Св. Антоний у св. Павла в пустыне». Придя в дирекцию, я попросил дать мне соответствующее разрешение и заполнил бланк заявки. Сотрудники музея были так любезны, что даже предоставили мне мольберт для работы. Кто-то из них сказал, что хороший копиист прежде всего проводит детальное исследование творчества интересующего его художника, его эпохи и присущего ему стиля, самой выбранной для копирования картины, а также использованных при работе над ней материалов. Я провел в музее четыре незабываемых утра, работая в одном из залов, посвященных творчеству Веласкеса. Весь во власти вдохновения, я словно перенесся в прошлое. Казалось, будто сам Веласкес рядом со мной, одним из его учеников. Внимательно изучая его произведения, я, как мне кажется, узнал очень много полезного: и об использовании художником телесных тонов, его знаменитых кремовых, розовых и серых оттенках, и о ракурсном изменении пропорций, и о поразительном умении добиваться впечатления трехмерности с помощью одного лишь контура. Одним словом, я целиком погрузился в мир красок, контрастов, технических приемов, в саму атмосферу произведений этого выдающегося мастера испанской живописи.

Работа в музее

Может случиться так, что однажды вы действительно отправитесь в Лувр или парижский Музей Орсе, в музей Прадо в Мадриде или в любую другую картинную галерею в любой части света с намерением сделать копию той или иной картины. Поэтому мы приводим здесь основные положения, которые следует знать.

1. После того, как вы выберете картину и изучите биографию художника и особенности эпохи, в которую он жил (как мы сделали в данном случае), вы должны решить, какого размера будет ваша копия. Она может быть либо больше, либо меньше оригинала, но по размеру обязательно должна от него отличаться. В качестве упражнения вы можете написать копию какой-нибудь детали, обязательно соблюдая при этом пропорции оригинала.

2. Для копирования выбранной вами картины нужно иметь официальное разрешение администрации музея. Вы получите его при условии, что будете соблюдать все требования и правила, установленные в данном музее. В большинстве музеев и галерей мира вам для работы даже предоставят мольберт (по вашей просьбе).

3. В архиве галереи вы должны узнать точные размеры намеченной к копированию картины. Обратите при этом внимание на основу — холст, картон или дерево — и материалы, использованные автором при ее создании.

4. Одновременно с оформлением рабочего места в музее или художественной галерее вам следует позаботиться о приобретении фотокопии или печатной репродукции выбранной картины, для того чтобы дома вы могли наметить композицию и выполнить линейный рисунок. В музеях обычно есть фотоархивы, где можно получить нужную фотографию. Как правило, копиисты довольствуются обычным черно-белым снимком размером 18 ? 24 см. Вы можете делать копию и по цветной или черно-белой репродукции или даже по открытке — все это почти наверняка можно приобрести в магазине при музее или галерее. Следует, однако, подчеркнуть, что, если вы собираетесь писать копию очень большого размера, открытка вам не подойдет.

5. Дома нанесите на фотографию или репродукцию карандашную сетку; затем начертите такую же сетку, но большего размера, на выбранной вами для копии основе. Клетка за клеткой перенесите рисунок с репродукции на холст (этот способ подробно описан в нашей книге применительно к копированию картин «Въезд в деревню» Писсарро и «Голубая ваза» Сезанна). Проделав это, вы можете отправляться в галерею — композиция картины закреплена на холсте, и все готово к работе красками.

6. Как правило, музеи и галереи не разрешают писать копии, точно повторяющие размеры оригинала. В Музее Метрополитен в Нью-Йорке, например, различие между копией и оригиналом должно быть не менее 10%, а размер холста не должен превышать 30 дюймов (76,2 ? 76,2 см).

Выполню на заказ портреты и шаржи, с натуры и с фото. Только по Санкт-Петербургу. Возможна работа с выездом. Если у Вас намечается корпоративная вечеринка, или какое-нибудь праздничное событие, и хотите весело и с юмором провести время. Шаржи на Вас и на Ваших друзей, оставит в памяти неизгладимое впечатление на долгое время. Напишите на pet_iv@mail.ru, или позвоните по номеру 8-905-221-82-95 заранее, обсудим детали.
С уважением, Петр.


Основные правила копирования произведений в музеях.

При условии соблюдения установленных правил в большинстве крупных художественных музеев мира разрешается копировать произведения из музейных собраний. Правила копирования в музеях различны, и мы даем здесь лишь общие рекомендации.

1. После того как вы ознакомитесь со сводом тех правил и положений, которые вам необходимо выполнять, и выберете произведение для копирования, вам надлежит обратиться в музей за разрешением. В некоторых случаях такое разрешение выдается учебным отделом музея; в других вам, возможно, потребуется обратиться к хранителям конкретного отдела, к которому относится выбранная вами для копирования картина. Чтобы узнать, как и когда подавать заявку, позвоните в справочное бюро музея.

2. Разрешение на копирование действительно в течение определенного срока, но не более трех месяцев. В некоторых музеях требуют, чтобы во время работы вы всегда имели разрешение при себе и сдавали его каждый раз после окончания копирования перед выносом своей работы из музея. Копировать можно только то произведение, которое указано в разрешении. На другие произведения право копирования не распространяется.

3. Перед тем как отправиться в музей, обязательно позвоните туда и удостоверьтесь, что он в этот день работает и что нужный вам зал открыт для копирования. Время, в пределах которого копиистам разрешается работать, обычно ограничено.

4. Размеры копии должны обязательно отличаться от размеров оригинала. Некоторые музеи сами устанавливают максимально допустимые размеры. Обычно на холсте ставятся дата и печать как свидетельство того, что разрешение на копирование имеется. Прежде чем вам позволят вынести холст из здания музея, его пометят штампом или каким-либо другим способом как копию с данного оригинала.

5. Во многих музеях копирующим предоставляются напрокат мольберты, а также стеллажи для хранения незаконченных работ. О наличии тряпок, красок, палитры, кистей и других материалов и приспособлений должен позаботиться сам копирующий. Никогда не оставляйте свои холсты или какие-либо материалы в зале — музей не несет ответственности за их сохранность, и при этом вы рискуете в дальнейшем потерять право на копирование. Следите за тем, чтобы краска не попадала на музейное имущество. Участки, подлежащие переделке, очищайте от краски дома.

КОМПОЗИЦИЯ

Итак, мы собрались писать копию картины «Въезд в деревню». Теперь давайте представим себе, что, исполнив необходимые формальности, мы побывали в архиве Музея Орсе и попросили дать нам точные сведения о размерах картины, основе, на которой она написана, и о материалах, которыми пользовался Писсарро. Размеры оригинала — 46 ? 55 см. Так как повторять размеры картины запрещается, то ваш холст должен быть или больше по длине и ширине или чуть меньше. Относительно небольшие размеры картины характерны для импрессионистов: помимо обычной нехватки денег на покупку больших холстов они не имели возможности выставляться в парижском Салоне и были вынуждены довольствоваться показом своих работ в небольших частных галереях. Более того, импрессионизм, как передача сиюминутного впечатления от пейзажа, и не нуждался в больших холстах.

Камиль Писсарро написал эту картину маслом на толстом холсте с грубой фактурой в 1872 году, вскоре после возвращения из Англии. По¬скольку, покинув Лондон, художник вернулся в свою мастерскую в Лу-весьенне, ранее предполагалось, что на холсте изображено именно это место. Позже, однако, было доказано, что этот «въезд», или дорога, находится у деревни Вуазен, расположенной в нескольких километрах от Лувесьенна.

Композиция картины «Въезд в деревню» соответствует формуле, к которой Писсарро неоднократно прибегал, возможно, вспоминая некоторые пейзажи Коро. Это классическая формула, по которой, благодаря соотношению размеров, пропорций и взаимному расположению предметов в пространстве, создается впечатление глубины. Сислей и Сезанн также прибегали к подобному методу построения композиции. Моне, наоборот, предпочитал добиваться ощущения глубины посредством изображения последовательно удаляющихся планов. В разговоре с Моне на эту тему Писсарро заявил однажды: «Мне никуда не деться от изображения тропинок и дорог — мой дом в Лувесьенне стоит прямо на дороге, ведущей в город». В дополнение к сказанному выше (а это может быть отнесено к пейзажу вообще) рассмотрите репродукции трех пейзажей Писсарро , воспроизведенные на следующей странице. Вы видите три типа композиции, которые позволяли Писсарро добиваться ощущения глубины пространства.

Источник:
«Как копировать шедевры живописи». Хосе М. Паррамон. Изд-во «Аврора» — С. -Петербург. 1997г.

Выполню на заказ портреты и шаржи, с натуры и с фото. Только по Санкт-Петербургу. Возможна работа с выездом. Если у Вас намечается корпоративная вечеринка, или какое-нибудь праздничное событие, и хотите весело и с юмором провести время. Шаржи на Вас и на Ваших друзей, оставит в памяти неизгладимое впечатление на долгое время. Напишите на pet_iv@mail.ru, или позвоните по номеру 8-905-221-82-95 заранее, обсудим детали.
С уважением, Петр.


Один комментарий Прокомментировать
  1. Дикий кролик
    30 мая 2013

    Очень понравился ваш сайт. Буду почаще заходить.

    Ответить

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии

Защита от спама: *

Comments links could be nofollow free.