Вниз

21 февраля 2012

Зона «Золотого сечения»


Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. В прошлый раз я рассказывал о статике и динамике в композиции. Сегодня Вашему вниманию представляю статью о Золотом сечении. Понимание таких правил, способствует удачному построению картины, пейзажа,  фото и т. д.

Лист бумаги или холст имеет ширину а и высоту h. В нижней и верхней части, исходя от двух углов, можно найти две точки а' и а", умножив расстояние а на 0,618. Таким же образом на вертикальных сторонах (h) от уг­лов находим точки h' и h", умножая величину h на 0,618. Соединив линиями обе пары точек а', a" , h' и h", находим при их пересечении четыре другие точки, определяющие зону «золотого сечения».

На поверхности листа бумаги или холста расположена очень важная зона, которую условно можно назвать зоной «золотого сечения».

Как определяется зона «золотого сечения»

Необходимо выполнить простой арифметический подсчет и перевести ре­зультат на бумагу или холст. Получаемый участок прямоугольной формы, занимающий центральное положение, который условно можно назвать зоной «золотого сечения», имеет важное значение в композиционном решении.

Исключение из правил

Зону «золотого сечения» в качестве центра композиции можно использовать лишь как рекомендацию, поскольку основные формы можно разместить и на прилегающих к ней участках. В любом случае, к работе надо подходить творчески.

Большой выбор

Зону «золотого сечения» можно использовать в различ­ных жанрах изобразительного искусства: натюрмортах, портретах, изображениях фигур. [ad#v_tekst]Центр композиции мо­жет быть расположен в любом месте зоны «золотого се­чения», что расширяет творческие возможности. В пейзаже имеются определенные участки, которые можно подчеркнуть, используя зону «золотого сечения»: линия горизонта может совпасть с верхней или нижней сторо­ной зоны, мыс, начинающийся на первом плане, может окончиться в зоне «золотого сечения» или совпасть с его верхней стороной, а лодка на первом плане может рас­полагаться в самом центре зоны «золотого сечения».

Перспективные линии схода под­водят взгляд зрителя к двери, изображенной на заднем плане. Нижняя часть двери находится в зоне «золотого сечения».

Центр композиции и схема

При поисках интересного кадра луч­ше выбирать тот, где центр композиции расположен в зоне «золотого сечения» или рядом с ним, однако желательно, чтобы он не совпал с геометрическим центром листа бумаги или холста. Как правило, центр композиции можно вписать в простую геометрическую фигуру, часть которой обычно расположена в зоне «золотого сечения».

С этой точки зрения перила мостика подво­дят взгляд зрителя к точке, расположенной рядом с центром картины. Взгляд устремляется к горам, изобра­женным в глубине.

Практический совет

Точки «золотого сечения»

При проведении горизонтальных и вертикальных линий, соединяющих точки a', a", h' и h", получают четыре точки, расположенные на пересечении указанных линий.

Центр композиции, расположенный на одной из этих четырех точек, приобретает большую выразительность, чем расположенный выше.

Точка схода этого перспективного изображения располо­жена очень близко от одной из точек «золотого сечения» В то же время большая часть дерева на переднем плане находится над зоной «золотого сечения». В данном случае желтая линия совпадает с линией горизонта.

Эдвард Хоппер. «Одиннадцать часов утра»

Эдвард Хоппер. «Утреннее солнце»

На двух разных рабо­тах женская фигура определяет центр композиции. Ее положена относительно зоны «золотого сечения» отмечено схемами.

Источник: Учебное издание начинающему художнику «Как построить композицию и перспективу». Москва. Издательство Астрель, 2002год

Рекомендуется для просмотра

 


Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии

Защита от спама: *

Comments links could be nofollow free.