Вниз

25 марта 2013

Питер Брейгель — «Мужицкий» художник


Питер Брейгель

Питер Брейгель — крупнейший южно-нидерландский живописец и график

Питер Брейгель (ок. 1525—1569 гг.) — крупнейший южно-нидерландский живописец и график, выдающийся мастер пейзажа и жанровых сцен, был основателем целой творческой династии. Его сыновья Питер Брейгель Младший (Адский) и Ян Брейгель Старший (Райский) пошли по стопам отца, но ни один из этих мастеров так и не смог подняться до тех высот в искусстве, которые покорились их отцу.
Более 30 из 45 сохранившихся картин кисти Брейгеля посвящены изображению природы, деревни и ее жителей. Безликие простолюдины, которые до него были всего лишь, фоном, мелкими второстепенными персонажами второго плана, стали главными героями его работ. Никто из художников до Брейгеля не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

Из мастерской ван Альста

Питер Брейгель родился в городе Бреда в нидерландской провинции Северный Брабант. Еще в ранней юности обнаружился его дар рисовальщика, и свой творческий путь Брейгель начал в мастерской графика Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. Здесь он в совершенстве освоил искусство гравюры, и в 1551 г. был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Вскоре он стал одним из мастеров, работавших для печатника и торговца гравюрами Иеронима Кока, а вскоре произошло событие, круто изменившее всю жизнь Брейгеля: в лавке Кока он увидел эстампы с картин Иеронима Босха. Эти композиции настолько поразили его, что молодой гравер создал собственные вариации на темы творений Босха.
Вторым шагом к оригинальному творчеству было путешествие по Франции, Италии, и Швейцарии, в которое отправил Брейгеля хозяин мастерской, чтобы сделать серию зарисовок итальянских пейзажей, которые бойко продавались в виде эстампов. Брейгель был потрясен древними памятниками Рима и итальянской живописью той эпохи. Дух средиземноморского Возрождения впоследствии оказал на его живопись глубокое и благотворное влияние.

Невыкупленный шедевр

[ad#v_tekst]

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Питер Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Ему принадлежит всего один портрет «Голова крестьянки», созданный 1564 г. Наверняка, став известным и почитаемым мастером, он не имел недостатка в просьбах написать портреты современников, но никогда не принимал таких заказов. В 1565 г. на свет появился шедевр мастера — серия «Картины месяцев или времен года». Основой для нее стал «Часослов» — молитвенник, в который входил весь цикл молитв, читаемых в течение суток и всего года. Текстам молитв в «часословах» того времени обычно предшествовал иллюстрированный календарь, где смена сезонов изображалась как смена занятий, соответствующих каждому месяцу. Всего было написано 12 картин, но до наших дней дошли всего 5 — «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Хмурое утро».
Историки искусства считают это творение мастера одним из вершинных достижений искусства Северного Возрождения. Заказчиком серии был антверпенский купец Николас Йонгелинк, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их у ростовщика. А дальнейшая судьба шедевра была столь же сложной и причудливой, как у большинства дошедших до нас картин того времени.

Тяжкие времена

Питеру Брейгелю было около сорока лет, когда армия испанского герцога Альбы с вступила в Брюссель с королевским приказом — уничтожить всех «еретиков» в Нидерландах. В последующие годы герцог приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насилия, доносов и постоянного страха за жизнь близких. Именно поэтому одной из последних картин выдающегося живописца стали «Притча о слепых» (1568) и не сохранившаяся «Сорока на виселице». Виселицы стали в то время символом испанского господства, а образ сороки воплощал атмосферу клеветы, сплетен, слухов и доносов, которую всячески поддерживал герцог Альба.
Сохранились сведения о последнем шедевре, созданном Питером Брейгелем незадолго до безвременной смерти, которой способствовали глубокое разочарование в людях и отчаяние. Эта картина носила знаковое название — «Торжество правды».

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель


Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии

Защита от спама: *

Comments links could be nofollow free.