Вниз

13 декабря 2010

Картина Писсарро «Въезд в деревню»

Надо помнить о двух вещах:

1. Писсарро писал жирно, плотно, непрозрачно.
2. Он работал короткими, отрывистыми мазками.

Чтобы удостовериться в верности первого из этих утверждений, достаточно посмотреть на репродукцию картины «Въезд в деревню» и изучить фактуру живописи. Даже несведущий в искусстве человек, взглянув на картину, скажет, что краска положена довольно толстым слоем, особенно в некоторых местах, которые явно переписывались. Это дает нам возможность прийти к очень важному выводу:

Писсарро писал маслом, используя технику поэтапной живописи.

Вам, возможно, уже известно, что в живописи маслом существует две основные техники. Работая в одной из них, в так называемой технике alia prima, художник выполняет картину до конца в один сеанс: по контурному эскизу, или подмалевку, выполненному краской, сильно разбавленной скипидаром, он накладывает достаточно плотные красочные слои. Второй вариант — поэтапная живопись — предусматривает последовательное наложение слоев краски друг на друга в течение нескольких сеансов. Для достижения особых эффектов применяются такие приемы, как затирание или соскабливание краски. «Голубая ваза» Сезанна является ярким примером живописи alia prima, при которой картина доводится до полного завершения практически за один сеанс, в то время как «Въезд в деревню» — типичный образец картины, выполненной за несколько сеансов. Даже если допустить, что эти сеансы были короткими и что самая важная часть работы могла быть выполнена за день-два, так что краски не успевали высохнуть, то все равно художник писал картину поэтапно. Посмотрите и убедитесь сами.

Стволы деревьев. Хорошо видно, что Писсарро написал эти темные стволы в первую очередь, а затем, во второй сеанс, когда краска уже подсохла, прописал светлые участки. Обратите внимание на неровную фактуру стволов, написанных пастозными мазками, наложенными на высохший или почти высохший предыдущий слой.

Тонкие ветви на фоне неба. Обратите внимание на серию тонких мазков, которые, без сомнения, были нанесены после того, как небо совершенно просохло.

Мазки голубой краски на кронах. Они были нанесены в последний сеанс поверх охры и сиены, которыми написаны сами кроны деревьев. Обратите внимание на то, что при наложении небесно-голубой на еще сырую охру краски смешиваются, образуя нечто вроде светлой зеленой. Да, Писсарро действительно работал поэтапно, он никогда не импровизировал. Как сказал историк искусства Джон Ревалд, его картины были результатом «аналитического восприятия», что предполагает наблюдение и изучение мотива с намерением зафиксировать общее впечатление, которое не является ни неожиданным, ни преходящим. Возникали даже сомнения, не противоречит ли эта солидная, уравновешенная манера живописи теории импрессионизма. И хотя для Писсарро всегда важнее всего в работе была неспешность, тщательность исполнения, он все же обладал большим даром передачи легкости, непреднамеренности, первого взгляда — качество, которое служит отличительным признаком импрессионизма.

Как писал Писсарро

Давайте остановимся теперь на другой важной особенности живописной техники Писсарро. Художник работал редкими, короткими мазками. В тот период, когда Сезанн и Писсарро вместе писали пейзажи в Понтуазе, один крестьянин, долго наблюдавший за ними, рассказывал потом, что Сезанн писал плоско, широкими кистями, а Писсарро ударял по холсту длинными тонкими кистями. Это свидетельство тем более ценно, что оно целиком соответствует действительности. Рассматривая репродукцию картины «Въезд в деревню», можно увидеть, что нервная, тонкая фактура живописи несет в себе черты пуантилизма — направления, разработанного впоследствии Сера и Синьяком. Именно в этой технике Писсарро добьется своих самых эффектных колористических решений — вибрации цвета, возникающей из сопоставления крошечных мазков, каждый из которых привносит свой неповторимый оттенок, отличный от соседнего.

Итак, вам тоже следует работать редкими, короткими мазками, часто макая кисть в краску, стремясь передать множество тончайших колористических нюансов на небольшом участке холста.

Хотелось бы также, чтобы вы использовали палитру Писсарро, то есть при смешивании красок руководствовались бы теми двенадцатью вариантами смеси, которые приведены на соседней странице. Вы увидите, что на основе одной только желтой охры, смешивая ее в тех или иных пропорциях с остальными красками палитры, можно воссоздать все оттенки, присутствующие на картине Писсарро, за исключением синего тона, которым художник изображал небо и края крыш домов. Таким образом, мы можем убедиться, что в основе всех двенадцати вариантов красочной смеси лежит охра, которая, следовательно, и является доминантой картины. Поэтому не забудьте положить на палитру достаточно большое количество желтой охры и помните, что всю ее — или почти всю — вам потребуется использовать для смесей.

На этом мои комментарии и предварительные советы заканчиваются. Пора приступать к практической работе.

Эта деталь картины Писсарро «Въезд в деревню» показывает все богатство колорита, достигнутого за счет крайне ограниченной гаммы красок, где доминантой выступает желтая охра.

Цветовая доминанта: охра желтая. Слева — желтая охра в чистом виде, такая, какой она выдавливается из тюбика. Имейте в ви ду, что она участвует почти во всех смесях, которые использованы в картине «Въезд в деревню». Поэкспериментируйте сами, смешивая краски палитры, чтобы получить представленные здесь смеси.


1. Кремовый цвет домов: белила, желтая охра и желтый кадмий.
2. Освещенные участки земли: белила, желтая охра и немного темного ультрамарина.
3. Охристый цвет деревьев на заднем плане (освещенная часть): белила, желтая охра, темный ультрамарин.
4. Затененные участки крон деревьев на переднем плане: белила, желтая охра, жженая сиена, краплак и изумрудная зеленая.
5. Оранжевые крыши: желтая охра, кадмий желтый, немного белил и по капле кадмия красного и изумрудной зеленой. (Изумрудная зеленая и ультрамарин всегда применяются художником умеренно, обычно с целью ослабления интенсивности тона.)
6. Тень на стене на заднем плане и на доме на переднем плане слева: желтая охра, белила, краплак и ультрамарин.
7. Блики и освещенные участки травы: желтая охра с небольшим количеством кадмия желтого, белил и немного изумрудной зеленой.
8. Зеленые участки среднего и темного тона: желтая охра и изумрудная зеленая.
9. Зеленовато-коричневый цвет затененных участков: желтая охра и темный ультрамарин. (Для получения более яркого зеленого оттенка постепенно добавляйте желтую.)
10. Черный сине-зеленого оттенка: желтая охра и темный ультрамарин.
11. Черный коричневого оттенка: темный краплак, изумрудная зеленая и жженая сиена. Если вы хотите усилить коричневый тон, добавьте красной краски.
12. Сине-черный цвет: ультрамарин с добавлением небольшого количества темного краплака — так, чтобы сохранился синий тон. Обратите внимание на то, что во всех смесях, за исключением последних двух цветов, присутствует желтая охра.

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии

Защита от спама: *

Comments links could be nofollow free.