Вниз

21 января 2013

Акварели Василия Ивановича Сурикова


К 125 летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова, в залах Третьяковской галереи открылась выставка его акварелей. С именем Сурикова привычно отождествлять грандиозные много фактурные полотна, запечатлевшие эпизоды русской истории.

В организации подобной выставки есть своя закономерность. Она объясняется не только тем, что большие исторические полотна В. Сурикова экспонировались, неоднократно и теперь у зрителей и исследователей возникла потребность узнать иные грани творчества художника. Дело не в простой очередности знакомства с наследием художника, но и в определенной эстетической закономерности, продиктованной запросами времени.

Как отмечалось в статье М. Немировской (журнала «Искусство»1973,№2) Своеобразие суриковых акварелей, их высокий уровень, их «неожиданность» в творчестве живописца, столь цельного, с четко очерченным кругом тем и образов, отмечалось и ранее.

[ad#v_tekst]

Выставка, где акварели показаны отдельно, организованна в первые, сам факт устройства такой выставки есть очередное признание большой самостоятельной роли суриковой акварели. Стремление передачи света, воздуха единства предмета и среды, его окружающей, стало отличительной чертой русской живописи, уже в конце 70 годов.

Под знаком тенденции развивается творчество самых различных мастеров – от Репина и Сурикова до Паленова и Левитана.

Интересный и многочисленный раздел выставки- этюды и композиционные эскизы. Эти подготовительные работы представляют богатейший материал для суждения о методе работы художника, о соотношении в его творчестве впечатлений натуры и воображения, о поисках типов, характеров, об этапах сложения композиции и многом другом. Выразительность и глубина живописных этюдов Сурикова отмечалась неоднократно.

Такие шедевры, как «Голова боярыни Морозовой», « Смеющаяся девушка», явно выходили за пределы сугубо подготовительных «штудий». Можно сказать, что путь развития Сурикова-акварелиста нами прослежен в самых общих чертах. Эстетическая самостоятельность и высокая значимость акварелей художника предстает на выставке как непреложный факт. Но, кроме того, выставка акварели, с неожиданной силой дает почувствовать внутреннюю подоснову, природу художника.


Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии

Защита от спама: *

Comments links could be nofollow free.